Богослужебные указания за 13 мая 2024 года


30. Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.

Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

Служба ап. Иакова Зеведеева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы[1] свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского, в соединении со службой Триоди (Б).

Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом: «Благословен Бог наш...». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы и т. д.

А. На великой[2] вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом.

Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается.

Великая ектения. «Блажен муж» 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и апостола, глас 4-й 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедателя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным...».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Паримии апостола – 3[3]. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры апостола, глас 8-й (со своими припевами)[4]. «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «По днех осмих...» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха[5]) и дневными трипеснцами Триоди[6]. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и шестопсалмие.

Примечание. «По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей... глаголем: Христос воскресе... трижды, тихим гласом. Сие бо глаголем начало: Христос воскресе: в часех, и в вечернях и повечериях, от сея утрени недели Антипасхи, даже и до Вознесения Господня. [Како убо не известися о полунощнице, яве яко в келлиях мню сей быти певаемей: понеже убо и тамо сице начало бывает.] И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи[7] после возгласа «Слава Святей...». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.

На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

Кафизмы 4-я и 5-я.

Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).

По кафизмах – малые ектении.

По 1-м стихословии – седален апостола (дважды; см., напр., в Минее общей). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикоснувыйся рукою...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[8].

По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикоснувыйся рукою...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Зарями свыше...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикоснувыйся рукою...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола Иакова...». Стихира апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси...» (см. славник на стиховне вечерни)[9].

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...».

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)[10], и апостола, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечерни). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Фома, глаголемый Близнец...» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

На часах – тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника (Антипасхи) и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 3-я 4.

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи.


Б. На великой[11] вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом.

Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается.

Великая ектения. «Блажен муж» 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и святителя, глас 5-й 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К правде вечней...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным...».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)[12]. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «По днех осмих...» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха[13]) и дневными трипеснцами Триоди[14]. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и шестопсалмие.

Примечание. «По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей... глаголем: Христос воскресе... трижды, тихим гласом. Сие бо глаголем начало: Христос воскресе: в часех, и в вечернях и повечериях, от сея утрени недели Антипасхи, даже и до Вознесения Господня. [Како убо не известися о полунощнице, яве яко в келлиях мню сей быти певаемей: понеже убо и тамо сице начало бывает.] И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи[15] после возгласа «Слава Святей...». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.

На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

Кафизмы 4-я и 5-я.

Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).

По кафизмах – малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 2-й: «Молитвами и скорбьми...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикоснувыйся рукою...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[16].

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, отче...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикоснувыйся рукою...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподобне отче...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикоснувыйся рукою...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач. (от полу), X, 1–9). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Познал еси тайну...».

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...».

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)[17], и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Фома, глаголемый Близнец...» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

На часах – тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника (Антипасхи) и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)[18] – 4.

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и святителя (общие).

Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16).

Задостойник Пасхи.


1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.

2 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

3 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

4 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

5 В седмицу Фомину на повечерии вместе с трипеснцами Триоди поются в соответствии с днем седмицы рядовые каноны Богородицы (для повечерия) из службы Октоиха 1-го гласа, в седмицу Мироносиц – 2-го гласа, и т. д. до отдания Пасхи.

6 См. в приложении Цветной Триоди. Для повечерий в пятницу вечером в Триоди приводятся четверопеснцы.

7 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.

8 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

9 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147.

10 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

11 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

12 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

13 В седмицу Фомину на повечерии вместе с трипеснцами Триоди поются в соответствии с днем седмицы рядовые каноны Богородицы (для повечерия) из службы Октоиха 1-го гласа, в седмицу Мироносиц – 2-го гласа, и т. д. до отдания Пасхи.

14 См. в приложении Цветной Триоди. Для повечерий в пятницу вечером в Триоди приводятся четверопеснцы.

15 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.

16 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

17 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.

Источник: сайт Патриархия.ru


Богослужебные указания за 14 мая 2024 года


1. Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Прор. Иеремии. Поминовение усопших воинов[1].

Прп. Пафнутия Боровского. Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость» (службу зри 9 декабря).

Сщмч. Макария, митр. Киевского. Блгв. Тамары, царицы Грузинской.

Служба прор. Иеремии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («радощами» – радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких специальных указаний относительно порядка службы в Радоницу.

На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии[2], но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.

Нарочитое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды[3].

На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и пророка, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «По востании Твоем, Господи...».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (пророка).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...».

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов...». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает...».

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным...».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...».

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь пророка. Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь пророка; кондак храма святого. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и пророка.

Апостол и Евангелие – дня и пророка.

Задостойник Пасхи.

Примечание. В связи с совпадением в 2024 году дня Победы 9 мая н. ст. со Светлой седмицей, особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов переносится на Радоницу, 1(14) мая[4].

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в день особого поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах...» (см. в приложении «Богослужебных указаний»).


1 В связи с совпадением в 2024 году дня Победы 9 мая н. ст. со Светлой седмицей, особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов переносится на Радоницу, 1(14) мая (ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 322, 341–343).

2 По причине переноса в текущем году на Радоницу ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, на Литургии произносится заупокойная ектения с особыми прошениями «о вождех и воинах...» (см. примечание ниже).

3 «Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: всему свое время... время сетовать, и время ликовать (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного...» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48).

4 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 322, 341–343.

Источник: сайт Патриархия.ru

(50)